Как эффективно мотивировать детей на выполнение домашних дел

Каждый родитель знает, что обучение детей выполнению домашней работы имеет свою ценность.

Выполнение обязанностей по дому дает детям возможность участвовать и вносить значительный вклад в жизнь семьи.

Однако просто заставляя детей что-то делать по дому, может уничтожить все преимущества этого процесса. Лучше всего детишек мотивировать на выполнение домашних обязанностей.

Детские психологи предлагают несколько таких мотиваций.

1. Превратите работу по дому в веселую игру. Это особенно увлекает ребятишек в возрасте от двух до пяти лет

Вы можете делать что-то вместе, вызывая у детей желание выполнять задание совместно с вами. Для этого можно устроить веселые соревнования, например, кто быстрее сможет убрать игрушки, собрать с пола газеты или или перенести что-то со стола.

Детей постарше, начиная примерно с шести лет, увлечь игрой уже сложнее. С ними надо поступать немого по другому.

2. Откажитесь от составления графиков работы по дому или списка домашних дел

Проблема в том, что когда вы определяете круг работы по дому с помощью списка или графика, то ребенок будет выполнять только назначенные задания и ничего более.

Но, поскольку он живет в семье, то должен быть готовы присоединиться и помочь другим членам, когда они отстают в работе, болеют или слишком заняты или устали.

Когда есть список, и если вам нужна помощь в выполнении других задач, ваш ребенок может сказать: «Этого нет в моем списке. Это не моя ответственность». Тем самым, ослабевает сплоченность семьи.

Как один из вариантов, можно предложить детям работу на выбор, причем каждый день разную. Иногда большую по объему, а иногда меньшую.

3. Не надо говорить, что помощь по дому - это работа

Если домашние обязанности считать работой, то ожидаемо, что за это должны платить. Многие родители даже платят детям за работу по дому. Однако это не совсем правильно.

В дальнейшем, перед выполнением каких-либо обязанностей по дому, дети будут спрашивать: "Сколько мне заплатят за это?".

Потом будет трудно ожидать бесплатного выполнения заданий. Дети будут менее альтруистичны и реже будут добровольно помогать в разных ситуациях.

Детей нужно приучать к тому, что в дружной семье все помогают друг другу. Это взаимные обязательства и взаимовыручка, одновременно позволяющие освоить новые навыки и получить новый опыт.

4. Старайтесь не заставлять ребенка, когда он иногда говорят нет. Есть другие способы

У каждого человека иногда возникает ситуация, когда не хочется делать абсолютно ничего. Ребенок не исключение.

Можно договориться, что он это сделает, но не прямо сейчас, а позже. Тем самым ребеное осознает. что его понимают.

Так мы только укрепляем семейные отношения. Мы показываем, что понимаем друг друга и жестко не навязываем свою волю.

Однако в дальнейшем не забываем проверить, всё ли и в полном ли объеме сделал ребенок.

В данном случае работает принцип, что наличие близких, заботливых отношений в детстве - один из лучших факторов успеха и благополучия самих взрослых.

5. Не забывайте благодарить

Проявите свою искреннюю признательность в связи с детской помощью. Поверьте, ваш ребенок также научится ценить ваши усилия по своему воспитанию.

Любая детская помощь не должна восприниматься вами как должное. Все-таки это детский труд и он должен быть отблагодарен.

В принципе, все члены семью должны благодарить друг друга за помощь или работу: маму за вкусный ужин, папу за помощь при выполнении домашнего задания, старшего брата за то, что помог починить игрушку, сестру за то, что помогла убрать посуду после ужина, младшего брата- за то,что прибрал в комнате до прихода с работы родителей и т.д.

Такая благодарность только подчеркивает то, что каждый член семьи вносит свой вклад в этот дом и помогает нам создавать прочные узы.

Вместе с тем, в некоторых семьях родители бывают слишком заняты. Тогда все дети так или иначе вынуждены делить домашние обязанности. Это являются необходимой частью жизни.

В таких случаях родители могут четко объяснить, зачем нужна помощь ребенка. Правда, иногда надо идти на компромисс.

Например, если родители очень устали и дети не хотят помочь в мытье посуды, компромисс заключается в том, что у мамы или папы после уборки со стола не будет сил пойти в парк и покатать детей на качелях. Это естественное следствие.

При этом надо постараться установить именно компромисс, а не заниматься угрозами, наподобие тех, что "я не буду играть с вами, если вы не помоете посуду".

Дело в том, что использование угрозы это тот аргумент, который надо применять в исключительных случаях. Частые угрозы могут свести на нет их действенность в глазах и сознании ребенка.

Заставить ребенка что-либо сделать можно, но лучше всего его на выполнение задания все-таки мотивировать.