Как остановить истерику у детей, если не удалось ее предотвратить

Истерики у малышей всегда расстраивают родителей, особенно если они случаются на публике.

Истерика - это сильная буря эмоций, таких как гнев, утрата, и разочарование.

У малышей такая эмоциональная вспышка может привести к плачу, крику, топанию, ударам родителей, намеренным падениям, кусанию, метанию, ударами головой или задержке дыхания.

Существует два типа истерик - эмоциональный обвал и неэмоциональные истерики.

Приступы и истерики не всегда связаны с попытками контролировать или манипулировать родителями. Эмоциональный кризис происходит тогда, когда эмоциональная часть мозга (лимбическая) становится чрезмерно возбужденной и берет на себя контроль над поведением маленького человека.

Малыши в возрасте 2-3 лет не склонны рассуждать или манипулировать. Когда они расстроены у них обычно бывают эмоциональные переживания.

У детей возраста старше 3,5 лет это быть смешанная реакция, но, как правило с большей эмоциональной составляющей. Они также не в силах полностью управлять своими эмоциями.

Иногда, если родитель уступил требованию ребенка в прошлом, дети связывают свое истеричное поведение с получением того, что они хотят.

Тем не менее, когда ситуация выйдет из-под контроля ребенок может начать с истерики, а закончить эмоциональным кризисом.

Маленькие дети обычно начинают испытывать приступы гнева в возрасте около двух лет. Таким образом, этот период малышей также называют "ужасными двойками".

Истерики в характере малыша - естественное поведение. Эти эмоциональные переживания являются результатом неудовлетворенных потребностей или желаний. Они чаще появляются у детей младшего возраста, потому что именно тогда они начинают понимать вкус своих желаний.

Вместе с тем, надо понимать, что закативший истерику, не является испорченным ребенком.

Иногда детей могут обуревать адские смятения, возникающие без нашего ведома.

Дети приходят в этот мир ничего не зная

Двухлетние дети только что научились ходить. Они хотят исследовать мир, ходить везде и трогать все. Они только что узнали, как пользоваться инструментами, но у них недостаточно развиты моторные навыки, чтобы получить желаемые результаты.

Они испытывают эмоции, которые давным давно забыли родители. Ребенку может быть обидно, что не хватает сил передвинуть стул; он хотел поиграть с ножницами, как это делает мама, но ему их не дают; или он горд, что сам вскарабкался на высокий стул и хочет поделиться своим достижением с родителями - посмотрите, как я стою без помощи рук!

Но вместо того, чтобы получать похвалу, родители часто одергивают ребенка и кричат "нет", "стоп", "плохо", зачастую без причины . А вы бы как себя чувствовали?

Как остановить истерику у детей, если не удалось ее предотвратить

Что еще хуже, расстроенные дети начинают испытывать сильные эмоции, которые еще не научились контролировать.

Дети рождаются с относительно зрелой системой реагирования на стресс, но они не рождаются со способностями к эмоциональной регуляции.

Отсутствие словарного запаса для самовыражения также усиливает их гнев и разочарование. И тогда, тогда демонстрация их эмоций, которые они не могут выразить другими способами, выливается в истерику.

Таким образом, когда дети испытывают истерики эмоционального характера, они говорят нам, что испытывают глубокую эмоциональную боль и не могут справиться с ней самостоятельно.

Другими словами, им нужна наша помощь.

Приступы гнева распространены у детей в возрасте от 18 месяцев до 4 лет.

У 4-х летних также нередко возникают приступы гнева, особенно, если они не обучены надлежащим навыкам эмоциональной регуляции.

Что происходит внутри малыша

Когда малыш испытывает стресс, такой как ярость, тревога, страх и т.д. гормоны стресса распространяются через тело малыша, повышая интенсивность эмоций.

Этот гормональный шторм вызывает у ребенка мучительную и эмоциональную боль, которая равносильна физической боли.

Чтобы контролировать сильные эмоции, ребенок сначала должен развить мыслящую часть мозга (префронтальную кору), а затем связи между мыслящим мозгом и эмоциональным мозгом.

Тем не менее, мыслящий мозг - это последняя часть мозга, которая развивается, и полностью созревает после 20-ти лет. Вот почему даже старшие дети могут с трудом контролировать свои эмоции.

Почему родители должны обращаться с истериками малыша с осторожностью

При рождении дети имеют миллиарды клеток головного мозга (нейронов), но не так много клеточных связей мозга (синапсов).

Сеть связей формируется через жизненный опыт. Приступы гнева являются одними из самых важных жизненных переживаний при формировании мозга.

Способность регулировать эмоции во время вспышек гнева позволяет сформировать правильные связи между клетками мозга.

Эти нервные пути необходимы ребенку, чтобы справиться со стрессом и быть уверенным в дальнейшей жизни,

Если ребенку не предоставляется возможность изучить эти регулирующие навыки, например, если приступы гнева встречаются со встречным родительским гневом или наказанием, ребенок может вырасти, будучи не в состоянии хорошо справляться со стрессом или быть напористым.

В дальнейшем, он может быть чаще подвержен депрессии, тревожным расстройствам или иметь внешние проблемы, связанные с агрессией, злоупотреблением наркотиками или алкоголем.

Нарушение эмоций также может повлиять на будущую социальную компетентность и успеваемость,

Но если с ними обращаться осторожно, то приступы гнева могут стать бесценным жизненным уроком в регулировании своих эмоций, которые приведут к  устойчивости, социальной компетентности, успехами в учебе и даже популярностью.

Итак, помните, что приступы гнева не только являются нормальной частью развития ребенка, но они действительно желательны для эмоционального развития малышей.

Это утверждение следует понимать сквозь призму оказания помощи малышу через его истерики.

Помогать малышам регулировать свои эмоции во время вспышек гнева - одна из важнейших задач воспитания детей в период их развития. Надо только правильно подходить к решению этого вопроса.

Как справиться с истериками малышей

- Используйте способ  отвлечения внимания. Как только начинает формироваться истерика, переведите фокус внимания на другое поведение или другой объект.

Например, ребенок не хочет обедать. Вместо того, чтобы заставлять его кушать, что вызовет еще больше эмоций, родитель может попросить на его выбор сначала съесть мясо или овощи.

Когда вы задаете вопросы ребенку, направленные на решение с выбором, активируется его мыслящий мозг, уменьшая работу эмоционального. Таким образом ребенок уже сам начинает контролировать свои эмоции.

Если истерика начинается из-за недоступной для ребенка игрушки, предложите ему другую или неожиданно запойте песенку.

Такое отвлечение внимания повысит его любопытство, а следовательно активирует работу логического мозга,  вызывая выброс в мозг химического вещества хорошего самочувствия - дофамина.

Этот гормон может снизить стресс и повысить интерес к вновь представленному объекту или событию.

- Использование простых вопросов, иных отвлекающих факторов или других способов задействовования критического мышления вашего ребенка до того, как эмоции перерастут в точку потери контроля, может искоренить истерику до того, как она начнется.

В разгар истерики не следует пускаться в долгие рассуждения, поскольку дети могут их уже не слышать.

После того, как истерика началась, малыша наводнили эмоции. Эмоциональный мозг взял под свой контроль его поведение, и вы уже не сможете за счет словесных функций включить работу мыслительного мозга.

Таким образом, когда кризис в самом разгаре, попытка рассуждать или расспрашивать о чувствах - пустая трата времени. Вы можете сами расстроить и вызвать ее большие эмоции.

 - Восстановите эмоциональный баланс и научитесь саморегуляции

Родители могут помочь восстановлению гормонального баланса в теле ребенка, удерживая или обнимая его.

Удерживание или объятия  могут активировать успокаивающую систему в теле малыша и вызвать другое химическое вещество для хорошего самочувствия - окситоцин, которое может регулировать детские эмоции.

Но, прежде чем делать это, убедитесь, что вы сами сохраняете спокойствие. В противном случае, если ваша собственная система на взводе, вы можете только усилить детские эмоции.

Однако иногда бывает достаточно одних только положительных слов или признаний, таких как "я знаю", "ты очень расстроен" или "мне так жаль, что тебе больно", чтобы ваш ребенок почувствовал себя в безопасности и успокоился.

Сочувствие родителей и его настроение  могут не только успокоить эмоции ребенка, но также могут помочь построить важные пути между логическим и эмоциональным мозгом.

Как остановить истерику у детей, если не удалось ее предотвратить

- Важно помочь ребенку научиться регулировать свои эмоции

Сохраняйте спокойствие, будьте позитивны, но не поддавайтесь на эмоции ребенка. Малыши подражают тому, что делают взрослые. Это относится и к контролю взрослых над эмоциями.

Если вы злитесь и начинаете кричать на малыша, когда он устраивает истерику, вы моделируете, как он должен реагировать, когда дела идут не так, как надо.

Но если вы продолжаете молчать, вы учите его, как справляться с трудностями, не теряя контроля над эмоциями.

Другая причина, по которой вам нужно сохранять спокойствие и позитив, заключается в том, что эмоции, особенно негативные, заразительны.

Быть злым или негативным только усилит стресс вашего ребенка.

Однако быть позитивным не значит сдаваться и признавать истерику ребенка выигрышным для него решением, поощряя его на новые истерики.

-  Не наказывайте

Иногда приступы гнева могут начаться как средство получить то, что хочет ребенок. Если не принять мер, то эмоции могут перерасти в сильный гормональный шторм, с которым ребенок не способен справиться сам. В процессе он будет подвержен неконтролируемой муки и боли.

Наказание, тайм-аут или изоляция усугубят эту боль. Сканирование мозга показывает, что боль от социальной изоляции активирует ту же нервную область, что и физическая боль.

Неправильные действия родителей дадут повод ребенку понимать, что он не может доверять вам, поскольку вы не помогаете ему в его горе, когда он испытывает боль и нуждается в вас.

Если ребенок рано узнает, что выражение больших чувств приводит к родительскому гневу или наказанию, он может прибегнуть к излишней уступчивости или бросится в другую крайность - в неповиновение.

В любом случае это означает, что у ребенка не будет возможности сформировать правильные мозговые связи, чтобы справиться с сильными эмоциями.

Когда он будет испытывать разочарования на более позднем этапе жизни, он может стать чрезвычайно излишне напористым или испытывать излишние гневные вспышки.

Однако иногда, если малыш, терпящий бедствие, встретит отрицательный ответ или вообще отсутствие реакции родителей, может перестать плакать.

Но это не значит, что он выбрался из беды. У детей может быть высокий уровень гормонального стресса, несмотря на то, что они кажутся спокойными.

В некоторых случаях такая диссоциация между поведенческими и физиологическими реакциями может привести к проблемам эмоционального или психического здоровья в дальнейшей жизни.

Тайм-аут или паузу следует использовать в качестве крайней меры и только тогда, когда ребенок умышленно причиняет кому-либо боль, например, кусает или бьет кого-то, и когда он еще не наполнен эмоциями.

Это должно быть сделано не карательным способом, а добрым и твердым. Если ребенок уже может говорить, то вызвать его на беседу и обсудить ситуацию.

Рассказ о том, что произошло, также может помочь ребенку создать важные нейронные связи для управления эмоциональными ситуациями в будущем.

Подведите его к тому, что прежде чем закатывать истерику, ребенок сначала объяснил вам свои намерения и желания.

Вы даже можете сказать, насколько тяжело себя чувствуете, когда он устраивает истерику. При этом можно и нужно рассказать и пояснить, что любые чувства можно контролировать.

- Предотвращайте приступы гнева до того, как они появятся

Следует знать, что истерику могут спровоцировать такие обстоятельства, как голод, гнев, одиночество и усталость.

Дети более склонны испытывать негативные приступы, когда они голодны или устали. Если вы их наблюдаете, то просто устраните эти факторы.

По возможности установите график сна-еды-отдыха.

Спусковыми механизмами истерики также являются скука, стресс, зло или разочарование. Если вы знаете, что ваш ребенок будет расстроен, если не получит что-то, то заранее сообщите альтернативы или запускайте отвлекающие факторы.

Предотвратить приступы гнева гораздо проще, получив доступ к логическому мышлению детей, чем прекратить их после начала.

При детской истерике взрослые должны помнить, что эмоциональный накал ребенка надо перевести в рациональную область мышления.

Благодаря родительскому терпению и настойчивости даже трудные дети могут научиться интегрировать свой логический и эмоциональный мозг и перестать впадать в истерику.

Как остановить истерику у детей, если не удалось ее предотвратить

Эмоциональный баланс вашего ребенка проще поддерживать, обучив его выражать свои чувства словами. Когда ребенок начинает что-то объяснять, то следует поддержать диалог с ним, включая своим участием работу логического мозга.

Источник