Как обучить детей критическому мышлению и почему это очень важно

Критическое мышление один из самых важных жизненных навыков. Для нашего 21 века он очень важен. К сожалению, в школах этому практически не обучают. Хуже того, школьная программа в ряде случаев прививает детям прямо противоположные навыки, которые отбивают тягу и умение мыслить критически.

В школе дети учатся повторять то, что говорит учитель или то, что написано в учебнике. Их учат следовать шаблонам. Многие упражнения направлены на запоминание, но не работу головой.

Значит обучение детей правильному мышлению ложится на плечи родителей, старших братьев и сестер, а также бабушек и дедушек. Для начала сами разберемся в этом вопросе.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление-это набор умственных навыков и привычек, включая способность определять проблему, выявлять предположения, критически анализировать идеи и рассуждать, а затем систематически перечислять различные возможные причины, создавать правдоподобные решения или оценивать их правильность с помощью логических рассуждений. Оно также включает в себя способность создавать творческие связи между положениями и идеями из разных научных областей.

Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952) назвал эти процессы “рефлексивным мышлением”. Дьюи считал критическое мышление активным, настойчивым и тщательным рассмотрением информации или формы знания. Правильное мышление предполагает активное подвержение идей критическому анализу, а не пассивному их принятию.

Научить критическому мышлению детей - это помочь им развить навыки, помогающие рассуждению. При грамотном подходе обученный ребенок будет задавать правильные вопросы и давать правильные ответы. Дети будут анализировать процессы, находя их причины и все возможные связи.

Почему важно критическое мышление?

Критическое мышление - один из наиболее важных когнитивных навыков, поскольку оно учит нас использовать дисциплину и логические навыки для решения проблем. Это также важно для развития мозга и когнитивных способностей ребенка. Эти навыки необходимы для того, чтобы подготовить ребенка к пониманию того, как все работает в реальном мире и к проявлению творческих идей.

Помимо приобретения навыков решения проблем, способность самостоятельно мыслить позволит вашему ребенку противостоять давлению сверстников, формировать свое собственное мнение и доверять своему собственным опыту и умозаключениям. Особенно, когда их просят или заставляют делать то, чего они не хотят.

Сталкиваясь со сложными проблемами, люди, не привыкшие к критическому мышлению, обычно полагаются на упрощенные, но часто неточные или устаревшие представления о мире, распространяемые средствами массовой информации.

Используя мышление более высокого порядка, мы можем избежать нелогичных ошибок, которые мы обычно совершали бы, если бы видели мир через свои эмоции, предубеждения и иррациональные мысли.

Почему критическому мышлению так трудно научить?

Если критическое мышление является такой важной частью обучения, почему школа не стремится к обучению этих жизненно важных навыков?

Это объясняется тем, что для того, чтобы “критически мыслить” нужно обладать глубокими знаниями о предмете и применять формальную логику. Наконец мы подошли к самому главному вопросу.

Как научить детей критически мыслить

Несмотря на трудности в обучении правильно мыслить и рассуждать, есть вещи, которые родители могут дать детям самостоятельно. Прежде всего развить у ребенка желание искать и находить более глубокие знания для решения проблем в реальной жизни. Основная идея состоит в том, чтобы научить детей применять мыслительные процессы высшего порядка в любой ситуации, требующей навыков принятия решений в повседневной жизни.

Начинайте раньше и все объясняйте

Маленькие дети часто задают множество вопросов “почему”, которые утомляют родителей до такой степени, что они отвечают: “так и должно быть” или нечто подобное.

Однако ответы на любопытные детские вопросы это первый решающий шаг для критического осмысления. Когда детей с раннего возраста учат задавать различные вопросы и формулировать суждения с помощью объективных доказательств и логического анализа, они вырастают уверенными в своей способности подвергать сомнению предположения и рассуждать логически, а не эмоционально.

Не отмахивайтесь от детских вопросов и как можно больше объясняйте им с раннего возраста все, что малышей интересует. Когда вы не можете ответить на вопросы, можно сказать: “Это хороший вопрос, и я тоже хочу знать ответ!”

Не требуйте ежедневного слепого повиновения

Просить детей слепо во всем подчиняться и выполнять любые приказы можно и нужно в исключительных ситуациях, когда речь идет о их безопасности, здоровье и жизни.

Во всех остальных случаях тупое подчинение авторитету отбивает желание осмысленного мышления.

Добиться от детей выполнения просьб и приказов можно другими способами. Например, объяснить ребенку почему мы хотим, чтобы они делали то, о чем мы их просим. Лучше, если ребенок будет знать почему мы чего-то от него хотим. Тогда он станет выполнять наши просьбы, при этом самостоятельно мыслить и здраво рассуждать.

Когда мы используем рассуждения и логическое мышление, чтобы объяснить, что мы просим детей сделать, мы практикуем индуктивную дисциплину. Исследования показывают, что индуктивная дисциплина-лучший способ дисциплинировать ребенка по сравнению с отдачей авторитарного приказа и наказания за его неисполнение. У будет детей меньше проблем с поведением, будет присутствовать лучшая эмоциональная регуляция, более высокая успеваемость и более развитые навыки критического мышления.

Поощряйте вопросы и любопытство детей

Критический анализ, то есть объективное и всесторонний подход к проблеме, гораздо лучше эмоциональной реакции или субъективного понимания. Критически мыслить-значит быть готовым к тому, что ваши взгляды будут оспариваться и опровергаться новой информацией из других источников.

Если детишки заходят в тупик в своих размышлениях, помогайте им из него выбраться. Зачастую это происходит из-за недостатка знаний или информации. Значит больше им рассказывайте, одновременно развивая их интеллектуальное любопытство и аналитические навыки.

Учите непредубежденности и разносторонности

Гибкость мышления при подходе к новой проблеме имеет важное значение для критического мышления. Мы можем научить детей быть непредубежденными, предлагая различные точки зрения, альтернативные объяснения или различные решения проблем.

Если в математике и естественных науках на многие вопросы существуют одни и те же ответы, то в жизненных ситуациях можно получать разные ответы в зависимости от точки зрения. Поощряйте детей решать проблемы новыми и различными способами, соединяя идеи из других областей, и укрепляйте их навыки аналитического мышления.

Объясните разницу между корреляцией и причинно-следственной связью

Одним из самых больших препятствий для логического рассуждения является путаница в корреляции и причинно-следственной связи.

Когда два процесса происходят вместе, они взаимосвязаны, но это не обязательно означает, что одно вызывает другое. Такое может быть, а может и не быть. Пока у нас нет дополнительной информации, мы не в состоянии доказать, что одно явление является причиной другого.

Очень показательный пример.

Всякий раз, когда ребенок надевает синюю рубашку в школу, учитель поднимает его с места для ответа на вопрос. Означает ли это, что ношение синей рубашки заставляет учителя делать это? Может быть, учителю действительно нравится слушать детей в синих рубашках. Но, это не обязательно так.

Может быть, это совпадение, а может быть, всякий раз, когда ребенок надевает синюю рубашку, она придает ему более умный и сосредоточенный вид, побуждая учителя думать. что именно этот школьник знает ответ.

Мы не знаем, так ли это, не спросив учителя подтвердить наши рассуждения. Поэтому мы не можем прийти к выводу, что синяя рубашка заставляет учителя задавать ему вопросы, не имея фактических причинно-следственных доказательств.

Заключительные мысли о детском критическом мышлении

Критическое мышление имеет значение не только для детей, но и для взрослых. Очень важно, чтобы мы учили детей не только следовать нашим словам, но и нашим действиям.

Однако просто обучать критическому мышлению детей недостаточно. Нам нужно самим использовать этот ценный навык в нашей повседневной родительской жизни.