Чтение сказок на ночь помогает лечению больных детей

Необычное исследование было проведено в бразильской больнице. Находящимся в больничных койках детям на ночь стали читать сказки и положительный результат последовал практически незамедлительно.

Добрые и спокойные сказки со счастливым концом уменьшали у детей боль и стресс. Это происходило от того, что в процессе слушания у малышей вырабатывались определенные гормоны, которые подпитывали мозг и вызывали полезный эффект. Исследователи установили, что чтение сказок оказалось в два раза эффективнее других форм развлечений, таких как отгадывание загадок и других.

Эксперимент проводился в палате реанимации, то есть там, где находились детишки в тяжелом состоянии.

Положительное воздействие чтения сказок на детский больной организм ученые объясняют следующими факторами.

В ходе прослушивания сказки ребенок погружается в другой мир другое место, подальше от больничной палаты и, соответственно, от условий пребывания в стационаре. Этот эффект они назвали "транспортом рассказа".

Внимая сказкам, у детей повышается уровень окситоцина, называемого “гормоном любви". Он снижает уровень кортизола, гормона, выделяемого во время стресса. Именно эти физиологические реакции помогают детям чувствовать себя значительно лучше.

Выясняется, что передача историй молодому поколению практиковалось нашими доисторическими предками уже в течение почти десяток тысяч лет. Средствами передачи информации являлись устная речь, письмо и рисунки.

Сегодня фильмы и книги увлекают аудиторию с помощью того же механизма, перемещая людей из одной реальности в другую, позволяя участвовать в событиях и сопереживать персонажам.

Чтобы убедиться в правильности первоначальных выводов о роли чтения сказок на выздоровление детей, эксперимент был расширен.

Ученые решили достоверно установить психологические и биологические процессы, которые происходят во время и после прослушивания сказок. Они отобрали 81 ребенка в возрасте от двух до семи лет, находящихся в больнице с астмой, бронхитом или пневмонией. Исследователи разделили группу на две половины. Одной группе в течение примерно 30 минут читали, а остальным детям за тот же период времени были заданы загадки.

Для измерения обоих гормонов у детей были взяты образцы слюны. Молодые участники также прошли обследование на наличие боли до и после сеансов.

В итоге выяснилось, что результаты воздействия от чтения и загадок оказались положительными для обеих групп, поскольку снижали уровень кортизола и увеличивали выработку окситоцина. У детей снизилась боль и уменьшился дискомфорт.

Однако существенное отличие заключается в том, что положительное воздействие от чтения оказалось в два раза сильнее, чем отгадывание загадок детьми.

Ценность этого эксперимента заключается в том, что оно проводилось не в искусственной среде, а в повседневной жизни педиатрического отделения интенсивной терапии.

В отдельным случаях дети сами выбирали, что им интереснее было послушать. но значительной разницы на результатах это не сказалось.

Выяснился еще один немаловажный фактор. Сказки на ночь в больнице помогают детям более позитивно относиться к врачам. Это очень важно с психологической и поведенческой точки зрения при лечении маленьких пациентов. Доверие больных детей к врачам, а также вытеснение страха к людям в белых халатах, является основой эффективного лечения.

Если до начала чтения сказок дети отзывались о медсестре как о "плохой девушке, которая приходит, чтобы сделать укол”, то после "сказочных" сеансов они уже говорили "это девочка, которая приходит, чтобы вылечить меня”.